Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Экспозиционная работа

Проект новой экспозиции древнерусского искусства

Калужского областного художественного музея

 

В Калужском областном художественном музее  реализован проект по открытию новой экспозиции «Древнерусское искусство XVIXIXвеков: иконопись, скульптура, медное литье».

Новая экспозиция вводит музейное собрание древнерусского искусства в научный контекст и представляет его широкой публике. Музейный фонд древнерусского художественного наследия включает произведения иконописи, деревянной культовой скульптуры и прикладного искусстваXVIXIX в.в. Многие памятника происхождением и бытованием исторически связаны с Калужским краем и его культурными центрами. Существует также древнерусский комплекс икон и деревянной скульптуры XVIXVII вв. московского происхождения.

Новая  музейная экспозиция древнерусского искусства является своеобразным отражением историко-культурного процесса в произведениях иконописи, культовой деревянной скульптуры и металлопластики. В экспозиции представлены иконы XVIXIX в.в., связанные с местной иконописной традицией, и принадлежащие московской школе иконописи. Жанр житийной иконы становится одним из самых популярных в русской живописи уже на рубеже XVXVI веков. Центральное изображение здесь обрамлено циклом композиций, последовательно представляющих собственно житие и чудеса святого. Таковы большие по размерам иконы второй половины XVI века из калужской церкви Преображения "под горой", построенной на средства русской аристократии, в том числе сестры Петра I, царевны Наталии Алексеевны. На одной из них представлен Св. Георгий Победоносец как знатный римский воин. Из стен царских придворных мастерских около 1630 года вышла замечательная икона с изображением Соловецкого монастыря с житийными клеймами преподобных Зосимы и Савватия, – вероятный вклад царя Михаила Федоровича в Казанский женский монастырь в Калуге. Своеобразная по своим художественным характеристикам икона Димитрия Царевича, выполненная около 1606 года: это одно из самых ранних его изображений с портретными чертами. Уникальна икона с изображением митрополита Филиппа Колычева, подписная, датированная, выполненная придворным иконописцем Симоном Ушаковым к Пасхе 1653 года. Определенное место в экспозиции занимает собственно калужская иконография. В соответствии с принятой иконографической формулой,  преподобный Тихон Калужский на иконе второй половины XVIIIвека изображен в молении рядом с сооружениями основанной им обители, с собором XVII века. Две иконы, значительно более светского характера, происходят из усадьбы Полотняный Завод. Одна из них, выполненная палехским мастером П.В. Баклашевым, датирована 1772 годом. На ней изображен Нил Столбенский вместе с архитектурным ансамблем монастыря на озере Селигере. На другой, трактованные в стилистике европейской живописи, изображены Афанасий Александрийский и св. Татьяна –  небесные покровители Афанасия Гончарова и его жены.

Древнерусская культовая скульптура представлена в экспозиции деревянными полихромными изваяниями Николы Можайского XVI и XVIIIвв. Их художественное решение имеет своим прототипом скульптуру из Можайска, представляющую святителя как защитника города.

Древнерусское прикладное искусство в  новой экспозиции представлено произведениями медного художественного литья XVIIXIX вв., происхождением и бытованием преимущественно связанными со старообрядческой культурной традицией. По своей типологии это кресты с изображением распятия, образки-иконки с изображением Христа, Богоматери, Троицы и святых, а также складни с праздниками и деисусным чином.

Актуальность данного проекта определяется большой художественно-исторической значимостью древнерусского искусства, воплотившего высокие отечественные духовные и художественные традиции.

В рамках проекта издана брошюра: В.Г.Пуцко. Древнерусское искусство в  Калужском областном художественном музее. Калуга. 2012.

Автором экспозиции является В.Г.Пуцко, научный сотрудник музея, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Архитектурно – художественный проект разработан В. М. Пискуновым (С.- Петербург). Реставрационные работы осуществлены художником-реставратором I-й категории Б.В. Дмитриевым.

Экспозиционная работа
Никола Можайский. Начало XVI в. Дерево, резьба, полихромная роспись.
Экспозиционная работа
Икона «Соловецкая обитель преподобных Зосимы и Савватия». Около 1629 г. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.
Экспозиционная работа
Икона «Тихон Калужский». XVIII в. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.
Экспозиционная работа
Крест «Распятие с предстоящими». XIX в. Медь, литье, эмаль.
Экспозиционная работа
Экспозиционная работа
Складень-тетраптих. Праздники. Вторая половина XIX век. Медь, литье, эмаль
Экспозиционная работа
Икона « Св. Георгий Победоносец». Вторая пол. XVI в. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера
Экспозиционная работа
Симон Ушаков. Икона « Митрополит Филипп Колычев».1653. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера, басма.
Экспозиционная работа
П.В. Баклашев. Икона «Преподобный Нил Столбенский». 1772. Палех. Из усадьбы Полотняный Завод. Дерево, яичная темпера; серебро, чеканка.

Калуга, ул. Ленина, 104
Copyright © 2004-2011. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»