Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Выставка одной картины: «Василий Перов (1833-1882). Приезд сельской учительницы»

30.01.2019
Выставка одной картины: «Василий Перов (1833-1882). Приезд сельской учительницы»

С 29 января в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, второй этаж) начала работать выставка одной картины: «Василий Перов (1833-1882). Приезд сельской учительницы»

Василий Перов (1833-1882)– выдающийся русский художник 1960-х годов, автор жанровых сцен и многочисленных портретов видных деятелей своего времени.

В. Перов родился в г. Тобольске, в семье губернского прокурора. Его занятия рисованием поощрялись родителями, в 1853 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учителями были А. Мокрицкий, С. Зарянко. 1856-1867 г. – был награжден серебряными и золотыми медалями за свои произведения («Проповедь в селе» и др.), в 1866 г. – получил звание академика. В 1862 г. – отправлен в пенсионерскую поездку по Европе, откуда по личной просьбе вернулся раньше срока. В 1871 г. стал профессором в МУЖВЗ, где преподавал до 1882 г. В. Перов принимал активное участие в создании ТПХВ (1871 г.): был членом-учредителем, организовал московскую группу художников, был членом правления и казначеем. В 1877 г. из-за возникших разногласий (расширения ТПХВ) вышел из состава Товарищества.

Творческая эволюция В. Перова происходила в рамках зарождавшегося в России метода критического реализма, когда основной целью произведения искусства считалось правдивое отображение действительности, обличение социальных противоречий и проблем. Большинство картин художника написаны в жанре бытовой живописи и представляют собой рассказ о повседневной, часто трудной и несправедливой жизни простых людей. Лучшие работы В. Перова наполнены юмором, иронией и острой сатирой. Он сочувствует музыкантам и нищим, тепло подсмеивается над простыми обывателями и негодует против разврата и пьянства духовенства, а также сытости и лени представителей верхних социальных слоев.

В фондах КМИИ хранится только одна незаконченная жанровая сцена художника. «Приезд сельской учительницы» показывает нам момент прибытия в деревню, когда прямо с дороги женщина заходит в отведенное ей помещение. На полотне детально проработаны три фигуры – учительницы, встречающей ее пожилой женщины и старика, несущего вещи. Комнаты и часть предметов окружения только намечены в рисунке. Несмотря, на очевидную незавершенность работы, художник смог раскрыть перед зрителем взаимоотношения персонажей, их эмоции и чувства. Мы сразу видим легкую усталость на лице старика, внимательность и скрытое любопытство встречающей женщины, грусть и растерянность молодой учительницы. Психологическая трактовка образов усилена жестами (несколько нерачительными) и позами персонажей.

Колористическое решение картины построено в приглушенной теплой гамме. Выразительное созвучие разных оттенков синего, лилового и охристо-коричневого создает ощущение простоты и ясности. Используемые художником принципы светотеневой моделировки позволяют с достоверной правдоподобностью передать эмоциональный настрой и душевное состояние каждого персонажа. Живопись основательна и доброкачественна, с хорошо читаемым стремлением автора к гармоничному сочетанию света и цвета.

«Приезд сельской учительницы» поступил в фонды КМИИ в 1949 г. по счету от Г.П. Белякова. До этого произведение находилось в коллекции Я.И. Некрасова (г. Москва). Данная работа экспонировалась на выставке в ГТГ, приуроченной к 100-ю со дня рождения художника в 1934 г. Представленная картина, даже в виде небольшой выполненной части, при этом позволяет оценить мастерство и масштаб таланта, «самого выдающегося художника 60-х годов», ставшего истинным новатором передвижнического жанра и предвосхитившего многие последующие достижения в нем.

Весь список
Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2019. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru