Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Рождественский концерт органной и вокальной музыки
27 декабря в 18:30 в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103) состоится вечер органной и вокальной музыки.
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

А.А. Блохин. Шкатулка «Тройка». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

28.11.2018
А.А. Блохин. Шкатулка «Тройка». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея» Калужский музей изобразительных искусств представляет:

Блохин Алексей Александрович (1903 – 1969)
Шкатулка «Тройка». 1940
Папье-маше, темпера, лак

Развитие русской лаковой миниатюры началось в конце XVIII в. В 1795 г. московский купец П.И. Коробов основал под Москвой в сельце Данилково производство лакированных козырьков для киверов, а чуть позже начал изготавливать пользовавшиеся спросом табакерки из папье-маше, на крышки которых наклеивались бумажные гравюры с изображением важных событий, происходивших в стране. После его смерти дело возглавил его зять П.В. Лукутин, который добился высокого качества миниатюры. Его достижения, начиная с первой русской художественно-промышленной выставки 1829 г., неизменно отмечались наградами в течение всего XIX в.

В начале XX века фабрика закрылась, а мастера в 1910 г. образовали Федоскинскую трудовую артель, работающую до настоящего времени. Сначала изделия украшались раскрашенными гравюрами, копиями живописных работ иностранных художников, китайскими жанровыми мотивами, но чаще всего мастера обращались к русской теме.

В советское время возродился лаковый промысел в селе Федоскино, появились новые центры производства лаковой миниатюры в Ивановской и Владимирской губерниях: Палех, Мстера, Холуй.

В 1924 г. в с. Палех семь бывших художников-иконописцев организовали "Палехскую артель древней живописи". Ее участники продолжали старинную иконописную традицию, сложившуюся к XVIII в., вобравшую в себя достижения строгановской и московской школы "царских иконописцев", ярославского и костромского писем XVII в. В своих работах художники сохранили стилистику древнерусской иконы – стройные пропорции фигур, условное изображение пейзажа с горками-площадками, "травами", "палатами", декоративность и орнаментальность, причудливо соединив действительно существующую натуру с фантастической растительностью, птицами, животными. Эти образы связаны с русским фольклором, сказкой, песней, литературными произведениями.

Одним из известных палехских художников был потомственный иконописец и миниатюрист Алексей Александрович Блохин. Он родился в Палехе. В 1911 - 1915 гг. учился в учебных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи у И.М. Баканова, в 1915 - 1917 гг. - в студии А.П. Большакова в Москве. С 1921 г. постоянно жил в Москве. Занимался монументальной и театрально-декорационной живописью. В тематике произведений использовал литературные, исторические сюжеты, мотивы охот и троек. Участвовал в выставках с 1933 года. В 1953 году стал членом Союза художников РСФСР.

Образ русской тройки всегда занимал большое место в русском искусстве. Мотив быстрой езды был традиционным в лукутинских лаках и занял центральное место в палехском искусстве. Мастера Палеха видели воочию разукрашенные тройки, без которых не обходился ни один праздник, ямщицкие тройки, на которых они отправлялись в города на работу. На шкатулке из собрания Калужского музея изобразительных искусств, выполненной А.А. Блохиным в 1940 г., представлена летящая тройка, запряженная в возок. Шкатулка подписана и датирована автором.

Приобретена в 1955 г. на Московском живописно-производственном комбинате.

Все шедевры

Весь список
Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2018. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru