Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

И.Е. Репин. «Этюд женской головы (Н.Б. Нордман-Северовой)». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

07.09.2018
И.Е. Репин. «Этюд женской головы (Н.Б. Нордман-Северовой)». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея» Калужский музей изобразительных искусств представляет:

Илья Ефимович Репин (1844-1930) "Этюд женской головы (Н.Б. Нордман-Северовой)". Конец XIX - нач. XX вв.
Картон, масло. 44x38.

Илья Ефимович Репин (1844-1930), знаменитый российский художник, с 1878г.– член Товарищества передвижных художественных выставок. При этом он являлся и выпускником Российской Академии художеств (1864-1871), неоднократно удостаивался наград Академии. С 1893г.– профессор АХ, с 1893г. – действительный член АХ, в 1899г. – ректор АХ. И.Е. Репин является также автором знаменитых воспоминаний «Далекое близкое». Художник был великим живописцем, его виртуозной кисти были доступны все живописные жанры, в том числе и портреты.

В собрании Калужского музея изобразительных искусств находится портрет Н.Б. Нордман - Северовой кисти мастера. Работа поступила в музей в 1946г. от Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР.

Наталья Борисовна Нордман (Северова-писательский псевдоним) родилась в 1863 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки) в семье русского адмирала шведского происхождения и русской дворянки; финляндским своим происхождением она всегда гордилась и любила называть себя «свободной финляндкой». Она получила прекрасное домашнее образование, знала несколько языков, занималась музыкой, лепкой, рисованием. В 1884 г., в возрасте двадцати лет, она отправилась на год в США, где работала на ферме. После возвращения из Америки играла на любительской сцене в Москве. Жила она у своей близкой подруги княгини М.К. Тенишевой. Там она погрузилась «в атмосферу живописи и музыки», увлеклась «балетными танцами, Италией, фотографией, драматическим искусством, психофизиологией и политической экономией.Они встретились, когда Наталья Борисовна пришла в мастерскую Репина, сопровождая Тенишеву, портрет которой писал Илья Ефимович. А потом, в 1898 году, Нордман поехала провожать его до Одессы, когда Репин отправился в Палестину. Вскоре оказалось, что Наталья Борисовна ждёт от него ребёнка. Прожив всего два месяца, девочка умерла.Она была моложе его на 19 лет. Не привлекательная, небогатая, но умная и активная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину.

«Репин ни на шаг от своей Нордманши. Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, - ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке». (В. Стасов).

В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в купленное Репиным на имя Натальи Борисовны имение “Пенаты”. Здесь Репин создавал свои живописные полотна, а Наталья Борисовна писала книги, занималась фотографией, организовывала жизнь в доме. В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. Здесь проводились знаменитые репинские «среды». Наталья Нордман была своеобразной женщиной: она сажала за общий стол прислугу, гостям предлагались блюда исключительно вегетарианской кухни, на столе стояли кушанья, приготовленные из сена, котлеты – из овощей. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто. Социальные идеи находили отражение и в привычках ее языкового обихода. С мужем она была на «вы», мужчинам без исключения говорила «товарищ», а всем женщинам — «сестрицы». Нордман отстаивала право женщины к самореализации помимо материнства, мечтала законодательным путем установить восьмичасовой рабочий день для домашней прислуги, работавшей по 18 часов.

В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом, многими деятельность Натальи Борисовны осмеивалась и осуждалась. А она была охвачена страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьёй практически чужих ей людей. С молодых лет она вечно кому-нибудь помогала: сиротам, голодным курсисткам, безработным учительницам. Словно чувствуя в ней спасительницу, вокруг вращались те, кому требовалась помощь любого рода.

Оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому часто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев отвез в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но потом появилась вновь. Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию. Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом.

Произведение экспонируется в рамках выставки "Илья Репин" по адресу: ул. Ленина, 103.

Все шедевры

Весь список
Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2018. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru