Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Сводный информационный отчет
стратегический источник информирования федеральных органов власти о качестве жизни граждан на территориях субъектов РФ.
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Неизвестный мастер XVIII в. Икона Святые Афанасий Александрийский и мученица Татиана. В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

24.07.2018
Неизвестный мастер XVIII в. Икона Святые Афанасий Александрийский и мученица Татиана. В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея» Калужский музей изобразительных искусств представляет:

Неизвестный мастер XVIII века
Икона Святые Афанасий Александрийский и мученица Татиана.
Третья четверть XVIII века
Дерево, левкас, темпера; оклад: серебро, чеканка. 19 х 16,5 х 2,2

Икона Св. Афанасий Александрийский и мученица Татиана происходит из имения Гончаровых Полотняный Завод. На иконе изображены предстоящие в молении перед заоблачным Спасом святые Афанасий Александрийский и мученица Татиана. Святые обращены лицом друг к другу. Такая иконографическая схема была традиционна для изображения патрональных святых супружеской пары, в данном случае заказчика иконы были Афанасия Абрамовича Гончарова (1705 – 1785) и его супруги.

Святитель Афанасий Великий, епископ Александрийский (293 – 373), один из обличителей ереси арианства, 47 лет управлял Александрийской церковью, оставил многочисленные богословские труды. Почитался отцом церкви и столпом Православия. Память его 2 (15) мая. Святая мученица Татиана, воспитанная в христианской вере, была диаконисой, пострадала во время гонений на христиан при малолетнем императоре Александре Севере (222 – 235 гг.). Она был усечена мечом около 225 года. Память ее отмечается 12 (25 января).

Икона по стилистическим чертам датируется третьей четвертью XVIII века, когда в традиционную русскую иконопись под влиянием светского искусства проникают изобразительные формы барокко. Молящиеся перед Святые Афанасий Александрийский и мученица Татиана представлены в полный рост в молении перед Христом, благословляющим обеими руками, на фоне реалистически трактованного пейзажа с южной растительностью и скалами, который иконописец перенес с какой-то гравюры. В иконе автор пытается передать перспективу, тщательно выписывает все детали пейзажа. Фигуры молящихся святых изображены на фоне розового неба, а образ Спаса – на фоне темного неба. Таким образом, в иконе колористически выражена богословская концепция о различи неба "тварного" и "духовного", "божественного". Тьма черного неба, окутанного облаками, в котором пребывает Христос, символизирует невозможность прямого созерцания Господа.

Икона отличается изяществом и тонкостью письма. Декоративность композиции придает звучный колорит, построенный на сопоставлении розовато-малиновых и зеленых цветов, обогащенных золотой разделкой одежд. В рисунке иконы и ее колористическом решении прослеживаются декоративные мотивы искусства позднего барокко. Большое внимание уделено изображению одежд святых. Тщательностью рисунка отличается и личное письмо, в котором иконописец пытается передать душевное состояние молящихся святых.

Изображение обрамлено тонкой полосой серебряного оклада с изысканным цветочным орнаментом.

Все шедевры

Весь список
Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2018. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru