Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Выставка Марины Назаровой «Музыка в пластике»
25 октября в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103. второй этаж) состоялось открытие выставки "Музыка в пластике"из частного собрания коллекционера Марины Назаровой.
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Неизвестный мастер XVII в. «Блюдо со Св. Аполлонией». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

05.07.2018
Неизвестный мастер XVII в. «Блюдо со Св. Аполлонией». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея» Калужский музей изобразительных искусств представляет:

Неизвестный мастер XVII в. Италия. Дерута. Блюдо со Св. Аполлонией. Первая половина XVII в. Майолика, роспись. Диаметр 27,5 см. Ф-143
В 1939 г. передано из Калужского краеведческого музея.

Среди произведений декоративно-прикладного искусства, включенных в собрание Калужского музея изобразительных искусств, выделяется уникальная группа так называемых итальянских майолик. Майоликой (от ит. Майолика – старого названия острова Мальорка, через который в Италию ввозились образцы испано-мавританской керамики) – называют глиняные изделия с пористым черепком, расписанные по сырой непрозрачной глазури. Техника получила распространение в Италии в XIV веке и достигла расцвета в XVII веке. Во множестве мастерских Фаэнцы, Флоренции, Сиены, Урбино, Губбио производили майоличную посуду, плакетки, панно и даже специальные комплекты и сервизы. Предметы богато украшались орнаментом, портретными изображениями, многофигурными «историческими» композициями. С XVI века майолика начала играть важную роль в убранстве итальянского дома. Украшенные яркой росписью блюда, кувшины, вазы обычно не использовались в качестве столовой посуды, а служили декоративным целям. Они выставлялись в интерьерах комнат на столах, шкафах, чаще на открытых полках поставцов (креденцах).

Большинство из представленных в экспозиции майолик украшено гротескным орнаментом. Орнамент «гротеск» получил распространение после того, как в конце IV века в Риме были обнаружены подземные помещения императорской поры. Руины находились ниже уровня земли и поэтому их стали называть «гротами», а орнамент – «гротесками». Орнамент представлял собой причудливое чередование растительных и изобразительных мотивов, среди которых встречались завитки аканта, раковины, венки, сатиры, путти, сфинксы, сирены, кентавры, вазы, грифоны, канделябры, военные доспехи, торсы, маски. Многие итальянские художники конца XV - начала XVI веков, а вслед за ними и майоличные мастера, стали увлекаться гротесками, в которых они получали выход своей неистощимой фантазии. Руководящая роль в введении орнамента принадлежала Урбино, с 1525 г. игравшему видную роль в керамическом производстве Италии. Гротески пользовались неизменным успехом в течение всего ХVI столетия, вплоть до начала ХVII века.

Нередко гротескная роспись соседствовала с фигурной живописью. Так, в центре медальона одного из блюд, находящегося в музейной экспозиции, представлено поясное изображение женщины. В согнутой правой руке она держит пальмовую ветвь и книгу. В левой руке – щипцы с зажатым в них зубом. Это Аполлония Александрийская. Христианская святая умерла мученической смертью в III веке в Александрии, в царствование императора Деция. Во время ее мучений щипцами были выдраны все зубы. Вокруг медальона со святой, подчеркнутого пышным орнаментальным обрамлением, симметрично расположен гротескный орнамент, состоящий из сфинксов и птиц. Их распластанные тела подчеркивают овальную форму предмета.

Блюдо со святой Аполлонией, как и вся группа майолик из музейного собрания, относится к производству итальянской Деруты. Дерута – маленький городок в Умбрии, где в начале XVII века получил распространение гротескный стиль урбинских мастерских. Мастера Деруты, однако, выработали собственную манеру исполнения. В медальонах они часто изображали Богоматерь, христианских святых и мучеников; подчеркивали цветом и штриховкой край изделия, выявляли конструкцию параллельными линиями и концентрическими поясками, вводили дополнительные элементы орнамента. Роспись дерутских мастеров отличалась нарочитой небрежностью, эскизностью. Вместе с тем звучный цветовой аккорд синих, белых, зеленых, интенсивно желто-оранжевых красок придавал майоликам своеобразный и очень нарядный вид.

Все шедевры

Весь список
Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2018. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru