Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Сводный информационный отчет
стратегический источник информирования федеральных органов власти о качестве жизни граждан на территориях субъектов РФ.
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Неизвестный художник. Портрет В.А. Бибиковой, урождённой Гончаровой. В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

13.03.2018
Неизвестный художник. Портрет В.А. Бибиковой, урождённой Гончаровой. В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

В рамках проекта "100 шедевров в 100-летие музея" Калужский музей изобразительных искусств ПРЕДСТАВЛЯЕТ:

Неизвестный художник. Последняя четверть XVIII в.
Портрет В.А. Бибиковой, урождённой Гончаровой.
Холст, масло.

Русская портретная живопись второй половины XVIII века представлена творчеством таких выдающихся художников как Алексей Петрович Антропов (1716-1795), Иван Петрович Аргунов (1729-1802), Фёдор Степанович Рокотов (1735?-1808), Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822), Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). Живописные полотна каждого из них отражают определённый исторический этап в развитии отечественного портретного творчества в широком европейском контексте. Женский портрет, о котором идёт речь, в течение длительного времени связывали с именем Д.Г.Левицкого, работы которого имели успех уже на одной из первых выставок, состоявшейся в Петербурге в 1770 году. Разнообразием и гибкостью он напоминает больших западноевропейских мастеров академического склада, как бы преломляющих в искусстве портрета всю гамму творческих интересов эпохи. Мастер как бы раздвигает существовавшие до него в России границы портретного жанра, демонстрируя его возможности, отвечая запросам непосредственных заказчиков и заметно расширившейся аудитории из представителей образованного общества.

Портрет, происходящий из усадьбы Полотняный Завод, был определён как принадлежащий кисти Д.Г.Левицкого художником А.Срединым в 1910 году. Затем это мнение в 1949 году подтвердил И.Э. Грабарь. Н.М.Гершензон-Чегодаева поместила произведение в раздел работ Д.Г.Левицкого под вопросом. Наконец, эксперты Государственной Третьяковской галереи в 1999 году пришли к заключению, что это копия последней четверти XVIII века с оригинала Д.Г.Левицкого, по-видимому, не сохранившегося. Но и в таком случае произведение имеет значение как довольно адекватно воспроизводящее утраченный оригинал.

Погрудный портрет дамы не слишком молодого возраста интересен своей «предметностью» и одновременно весьма определённой психологической характеристикой этой помещицы-крепостницы. Это младшая дочь основателя Полотняного Завода Афанасия Абрамовича Гончарова (1699-1784), бывшая замужем за генерал-инженером Ильёй Богдановичем Бибиковым (1739-1806), после смерти которого осталась вдовой и умерла в 1816 году. При своей внешней красоте и умении следить за изменяющейся модой отличалась строптивым, заносчивым характером и была известна у крестьян под прозвищем «большой драчуньи». Автор портрета не стал предельно обнажать эти качества своей модели, но и не скрыл их от пытливого глаза зрителя.

Все шедевры

Весь список
Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2018. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru