Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Ш.Н. Кошен Старший. «Роща Вакха». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

11.01.2018
Ш.Н. Кошен Старший. «Роща Вакха». В рамках проекта «100 шедевров в 100-летие музея»

В рамках проекта "100 шедевров в 100-летие музея" Калужский музей изобразительных искусств ПРЕДСТАВЛЯЕТ:

Кошен, Шарль Никола Старший (1688 Париж – 1754 Париж).
Роща Вакха. 1734. С картины Антуана Ватто.
Лист из альбома "Сборник Жюльена".
Бумага верже, гравюра резцом и офортом.

В рамках проекта "100 шедевров в 100-летие музея" в основной экспозиции музея  представлена одна из лучших французских гравюр эпохи рококо – "Роща Вакха". Искусство рококо, одно из главных художественных явлений в Западной Европе восемнадцатого века, принято называть "галантным стилем", а время его расцвета – "галантным веком". В изобразительном искусстве галантный идеал обрел наивысшее воплощение в живописных работах Антуана Ватто. Гравюра принадлежит резцу мастера высочайшего класса, в совершенстве владевшего техникой резцовой гравюры и офорта – Шарля Никола Кошена Старшего (1688 – 1754), сына известного французского живописца. Ш.Н. Кошен в юности сам занимался  живописью, что нашло отражение в его граверных работах. С 1731 года – член Парижской академии художеств. 

В 1734 году вышел так называемый "Сборник Жюльена" – свод гравюр произведений Антуана Ватто, изданный его близким другом и коллекционером Жаном де Жюльеном. Это издание отличается новым подходом к технике гравирования, где ведущая роль отводилась офорту. Сочетание разных способов травления с резцом позволило граверам мастерски передать структуру оригиналов. В первых двух томах "Сборника Жюльена" были воспроизведены рисунки Ватто. В предисловии к первому тому Жюльен писал: "Лицо, предлагающее вниманию публики настоящий сборник, постаралось прибавить к  рисункам, полученным им от сьера Ватто, его друга, также и все те, кои удалось разыскать в собраниях любителей; вместе с тем лицо это позаботилось о том, чтобы искусные мастера, привлеченные к этой работе, сохранили бы весь пыл и блеск автора и воспроизвели рисунки со всей возможной точностью и тщанием". Третий том, вышедший в 1730-х гг., был полностью посвящен живописи художника.

Картина "Роща Вакха", написанная Ватто между 1715 и 1718 годами, была воспроизведена в гравюре зеркально. Один из наиболее значительных элементов композиции – фонтан со скульптурными изображениями Вакха, лежащего леопарда и юноши с дельфином. Ряд фрагментов и этюдов к этой работе могут быть связаны также с композицией "Осень" из цикла "Времена года" (например, "Сидящий Вакх с чашей").

Грациозные выразительные фигуры на картине образуют ритмически связанные группы. Композиция включает около двадцати фигур, однако лишь семь из них, изображённых на первом плане, можно рассматривать в качестве основных. Наброски к ним хранятся в музеях и частных коллекциях США и Европы. Группа фигур в центре композиции аналогична группе из картины "Ассамблея у фонтана Нептуна", находящейся в Музее Прадо в Мадриде.

Гравюра поступила в музей в 1919 году из имения Барятино Тарусского уезда Калужской губернии в составе частного художественного собрания князей Горчаковых.

Гравюра "Роща Вакха" экспонируется в Голубой гостиной (ул. Ленина, 104, 2 этаж).

Весь список
Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2017. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru