Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830
«Палехские сказки». Из фондов КМИИ
С 3 декабря в Калужском музе изобразительных искусств (ул. Ленина, 104, выставочный зал) начала работу выставка предметов декоративно - прикладного искусств из собрания КМИИ «Палехские сказки».
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Музей стекла Алексея Зеля


«Музей стекла Алексея Зеля» расположен в одном из корпусов памятника архитектуры федерального значения «Гостиные ряды».

Адрес: г. Калуга, ул. Ленина, д. 116 (вход с ул. Ленина).

Режим работы – ежедневно с 10-30 до 18-30, касса до 18-00.
Понедельник - выходной.
Последняя пятница месяца – санитарный день.

Стоимость входных билетов в экспозицию:

Категория посетителей

Входной билет, руб.

Стоимость экскурсионного обслуживания, руб.

для взрослых

200-00

160-00

для учащихся средних специальных и высших учебных заведений

50-00

80-00

для детей от 7 до 16 лет

50-00

80-00

для дошкольников

бесплатно

40-00

для солдат, сержантов и старшин РА

бесплатно

бесплатно

для иностранцев

200-00

160-00

для пенсионеров и инвалидов

100-00

100-00

сотрудники музеев

бесплатно

бесплатно


Фотографирование – бесплатно
Количество экскурсантов в группе – не более 15 чел.

Приглашаем всех калужан и гостей города посетить единственный в России «Музей стекла Алексея Зеля»!

Подробнее об Алексее Зеля

Имя московского художника Алексея Зеля давно известно любителям прикладного искусства. 40 лет он работал с нетрадиционным для русского (да и мирового) стеклоделия кварцевым стеклом. Многолетний упорный труд позволил ему разработать широчайший диапазон способов обработки этого материала. Cочетание таланта художника и мастера-виртуоза в одном лице позволило создать произведения, не имеющие мировых аналогов. Творения Алексея Зеля признаны экспертами самого высокого уровня, а в 1993 г. ему было присвоено звание «Народный художник России».

Алексей Зеля родился 1 августа 1944 г в интеллигентной московской семье, где любили искусство и высоко почитали науку. Его отец – офицер, потомок дворянского рода, мама имела педагогическое образование. С раннего детства Алексей был восхищен богатством и красотой окружающего мира, его увлекало наблюдение за природой – во время летних каникул юный натуралист часами просиживал в поле, наблюдал за работой паучка, отмечал и классифицировал птиц в своем дневнике, изучал растения. Три года службы в армии не изменили его устремлений – свободное время Алексей уделял подготовке к вступительным экзаменам в университет. Ни у кого не было сомнений в том, что в будущем он станет ученым-биологом. Но скорая женитьба и рождение дочери привело к решению бросить университет и пойти работать – его высокие моральные принципы не позволили переложить ответственность за содержание семьи на плечи родителей. Подходящая работа нашлась на Московском Электроламповом Заводе, где вчерашнему студенту предстояло освоить профессию стеклодува, а точнее кварцедува. Здесь началась новая биография Алексея Зеля – художника.

Позитивное отношение к событиям, произошедшим в его жизни, помогло Алексею быстро освоить новое дело. Производство кварцевых ламп – процесс штучный, не требующий суеты. Работа мастера точна и спокойна, можно даже сказать – медитативна. Опуская очередную заготовку в пламя горелки, Алексей погружался в свои мысли. Живое воображение уносило его из тесной заводской мастерской в прекрасные уголки живой природы, восстанавливая ее до мельчайших деталей. Не оставила равнодушным и сама работа.

С первых дней на заводе Зеля поддался магии, раскрывающейся при плавлении кварцевого стекла, проникся любовью к его способностям отражать и передавать свет, тонкой пластике этого удивительного материала. В свободное между сменами время он начал экспериментировать со стеклом, выплавляя из него одиночные фигурки животных. На выставке «Стекло Зеля» ранние работы представлены миниатюрами «Носорог», «Такса», «Лама», «Ушастые ежи». Глядя на местных заводских умельцев Алексей заинтересовался созданием подсвечников. Уже став признанным мастером Алексей время от времени возвращался к ним, воплощая в простых формах новые фантазии. Так от простеньких подсвечников «Ампир» (1979) началась целая серия произведений, среди которых и искусные по технике исполнения, как девятисвечник «Латгальский» (1984) и сложные художественно-композиционные работы, как «Рябинка» (1988), «Виноград» (1988), «Святая Русь» (1989).

Совершенствуя свою технику, Алексей Зеля обратился к более сложным формам – корзинам и кораблям. Корзины с цветами – испытание на чувство композиции, корабли – своеобразный тест на мастерство. О парусном флоте стоит сказать особо – бриги, каравеллы, фрегаты, галеоны… наверное, и сам автор затруднился бы ответить, сколько их было сделано в 80-90-е годы. Начиная с простых одноцветых моделей, таких как «Галеон» (1982), до композиций, грандиозных по масштабу идеи и воплощения – «Паруса России» (1989).

В этот период творчества художника замечают «наверху». На заводе «Хроматрон» специально для него строится мастерская, где он начинает работать на правительство. Правда, пока безымянным художником. Кремль от лица страны дарит его работы различным политическим деятелям, среди них президент Франции Франсуа Миттеран, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер, премьер-министр Швеции Улоф Пальме, а один стеклянный корабль «уплыл» аж на Филлипины. В полной мере Алексей Зеля реализует свой талант в сюжетных композициях. Они становятся эталоном мастерства и художественной фантазии автора. И это не удивительно – в них нашла выход любовь к творениям природы. Наконец Алексей смог воплотить все знания, полученные в детстве и юности. Изображая цветы и растения, насекомых и птиц художник всегда досконально точен вплоть до мельчайших деталей. К ранним сюжетным работам можно отнести «Поганки» (1982), «Белые хризантемы» (1982), «Зимнее утро. Горностай» (1983), «Лиса и виноград» (1985), получившие широкое признание у экспертов и поклонников творчества Алексея Зеля и ничем не уступающие по зрелости более поздним произведением. Одну из любимых композиций автора – «Прикосновение» (1987) – можно отнести к автобиографичным. На ней отображено первое знакомство мальчика Алеши с зимним лесом и его обитателями.

С 1996 г. Алексей Зеля жил в своем доме в Подмосковье, где на первом этаже оборудована мастерская. Им создано более 200 композиций, что позволило составить коллекцию авторских работ художника. Большая ее часть представлена на двух передвижных экспозициях, путешествующих по России. Организацией выставок и транспортировкой стеклянных шедевров художник занимался вместе со своей супругой Ольгой.

Отдав лучшие годы любимой работе, с выходом на пенсию Алексей Зеля стал больше времени уделять себе и своей семье. С детства его влекли путешествия в дальние страны, так что за последние годы он побывал с женой во многих уголках мира: в Эквадоре и на Галапагосских островах, Суматре, Камбодже, о-вах Фиджи, Зимбабве, Ботсване, ЮАР, Филлипинах и многих других.

Алексей Зеля не стал ученым-биологом, но стал Народным художником России. Это звание он получил в 1993 году за вклад в развитие декоративно-прикладного искусства и необыкновенное мастерство, которого он добился самостоятельно. Поэтому имя Алексея Зеля можно с полным правом отнести к той замечательной плеяде гениальных самоучек, которые прославили нашу землю.

Алексей Зеля умер 28 марта 2017 года в Москве и похоронен на Черкизовском кладбище.

Музей стекла Алексея Зеля
Музей стекла Алексея Зеля
Музей стекла Алексея Зеля
Музей стекла Алексея Зеля
Музей стекла Алексея Зеля

Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2019. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru