Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Фотовыставка Архиепископа Песоченского и Юхновского Максимилиана «Покровское - родовое имение Брянчаниновых»
21 июля в Калужском музее изобразительных искусств (ул.Ленина, 103, первый этаж) состоялось торжественное открытие фотовыставки Архиепископа Песоченского и Юхновского МАКСИМИЛИАНА «Покровское - родовое имение Брянчаниновых».
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Русская живопись XVIII-XIX веков

Русская живопись ХVIII в. представлена в музейном собрании, в основном, произведениями портретного жанра. Это произведения отечественных мастеров и иностранных художников, работавших в России, т.н. россика. Высокопрофессиональным образцом «россики» этого периода является комплекс портретов, поступивший в музейные фонды в 1920- е гг. из   калужского имения Железники. Блестящие парадные портреты представителей известного в Армении и России рода Лазаревых принадлежат кисти знаменитого австрийского художника И.Б. Лампи Старшего (1751-1830). В тончайшей и изысканной технике пастели выполнены К.В. Барду (1770-е – не ранее 1842), немецким художником, долго жившим и работавшим в России, камерные портреты представителей известных в России армянских родов Лазаревых, Арапетовых, Деляновых, Сумбатовых. Созданные в 1810-е гг. пастельные портреты Барду по своей стилистике и типологии тесно связаны с ХVIII в. 

Портреты кисти Ж.Л. Вуаля (1744 – не ранее 1806) в музейном собрании представляют французскую живописную школу, адаптированную в русском художественном контексте ХVIII в.

Развитые европейские живописные традиции и достижения русского светского искусства соединились в творчестве А. Рослина (1718-1793) и Ф. Бодьо (1761 – ?). Серию произведений в коллекции отечественной живописи ХVIII в. составляют портреты с изображением императрицы Екатерины II, которые своим бытованием связаны с калужскими усадебными картинными галереями. Будучи копийными, они в то же время адаптируют иконографические типы, которые складывались из лучших оригинальных произведений россики (И.Б. Лампи Старшего, В. Эриксена, Э.Ф. Куннингэма) и отечественной живописи (Д. Левицкого, Ф. Рокотова).

Ярким образцом русской репрезентативной  живописи середины ХVIII в. является портрет вице-адмирала П.Г. Кашкина (1760-е гг.). Стилистика русского камерного портрета многогранно воплотилась в портретах Г.П. Бахметева и  супругов Бибиковых, кисти неизвестных русских мастеров, отличающихся совершенством формального решения и глубиной психологической характеристики личности модели. Авторство Д.Г. Левицкого («Портрет неизвестного в коричневом кафтане». 2-я пол. ХVIII в.) связывает музейное произведение с мощным высокопрофессиональным пластом русского живописного искусства зрелого классицизма 2-й пол. ХVIII в.  Живопись «зверей и птиц», модная в русском искусстве ХVIII-го столетия, представлена в музейном собрании работой В. Федорова «Две лисицы, терзающие петуха» (1786), ученика немецкого живописца-анималиста И.Ф. Гроота.

В целом, музейная коллекция обозначенного периода позиционирует определенный историко-культурный потенциал, который восходит к традициям русской художественной культуры ХVIII века.

Русская живопись XIX в.

В музейном собрании живописная коллекция XIX в. во всем ее жанровом многообразии отражает творческий процесс эпохи, который складывался из академического направления и творчества художников- передвижников.

Отечественный художественный процесс первой половины XIX в. развивается при абсолютном влиянии Российской Академии художеств. Академический живописный портрет кисти А.Н. Мокрицкого, К.Д. Флавицкого, В.А. Тропинина, А.М. Максимова ярко и многообразно представляет эпоху. Его художественные характеристики и необходимые аксессуары ярко «говорят» о высоком профессиональном уровне академического образования, отражают эстетические устремления эпохи, индивидуальный характер и общественное положение портретируемых. Академическая историческая живопись трактует исторические сюжеты как яркие театральные зрелища, а батальные сцены как разновидность военного парада. В этом отношении характерны картина В.К Демидова «Предсмертный подвиг князя М.К. Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 г.» (1842) и батальная композиция Б.(Г.) П. Виллевальде «Взятие Шумлы». Русский пейзаж первой половины XIX в. тематически и стилистически реализует романтическую пейзажную концепцию, о чем наглядно свидетельствуют произведения И.К. Айвазовского, Г.Г. Чернецова, Л.Ф. Лагорио, М.И. Лебедева.

Во второй половине девятнадцатого столетия в русском искусстве усиливаются демократические тенденции. Основанное в 1870 году Товарищество передвижных художественных  выставок явилось организацией, избравшей критический реализм творческим методом своего искусства. Основой художественной практики передвижников стали народность, национальность, демократизм, сохранение своей русской школы национального искусства.

Уникальной составляющей творческого наследия передвижников в музейном собрании является коллекция работ кисти Н.А. Ярошенко, поступившая в фонды в 1919 г. из имения Степановское-Павлищево. Семейные портреты, составляющие основу этой коллекции, принадлежат к типу камерного портрета с элементами жанровости и повествовательности. Выдающимся произведением коллекции является знаменитая «Курсистка», воплотившая передвижническую концепцию портрета: единение индивидуального и типического; не только художественный образ, но и образ эпохи в его личностном и социальном выражении. Концепция бытового жанра, который в интерпретации передвижников обращался к жизни простого маленького человека России, реализуется в работах К.В. Лемоха, Ф.С. Журавлева, В.Е. Маковского, А.Е Архипова. В.М. Максимова, А.М. Корина. Живописные полотна И.И.Шишкина «Берег моря» (1890), А.К. Саврасова «Волга» (1874), В.Д.Поленова «Жуковка на Клязьме», И.М. Прянишникова «Задворки» Н.Л. Эллерта и др. представляют различные направления пейзажной живописи передвижников.  Историческая живопись передвижников характеризуется обращением преимущественно к событиям отечественной истории. В музейном собрании представлены этюды к историческим полотнам В.И.Сурикова (1848-1916) "Боя­рыня Морозова" и "Переход Суворова через Альпы в 1799 году", которые дают представление о творческой лаборатории художника. 

С.И. Личенко

Русская живопись XVIII-XIX веков
И. Б. Лампи Старший (?). Портрет И.Л. Лазарева. 1970-е годы.
Русская живопись XVIII-XIX веков
Арду. Портрет М.И. Деляновой. 1818 г.
Русская живопись XVIII-XIX веков
Д.Г. Левицкий (1735-1822). Портрет неизвестного в коричневом кафтане. 2-я пол. ХVIII в.
Русская живопись XVIII-XIX веков
Ж.Л. Вуаль. (1744 – не ранее 1806). Портрет великой княгини Марии Федоровны. 2-я пол. ХVIII в.
Русская живопись XVIII-XIX веков
А.Н. Мокрицкий. (1811-1871). Женский портрет. 1841.
Русская живопись XVIII-XIX веков
В.К.Демидов. Предсмертный подвиг князя Михаила Константиновича Волконского в Пафнутьевском монастыре в Боровске в 1610 году.1842.
Русская живопись XVIII-XIX веков
И.К.Айвазовский (1817-1900). «Вид на Одессу в лунную ночь».
Русская живопись XVIII-XIX веков
В.А.Тропинин (1776-1857). Портрет калужанки Е.В. Мешковой. 1832.
Русская живопись XVIII-XIX веков
Н.А. Ярошенко (1846-1898). Курсистка. 1883.
Русская живопись XVIII-XIX веков
А.К. Саврасова (1830-1897) «Волга» 1874.
Русская живопись XVIII-XIX веков
К.В. Лемох (1841-1910). Родительская радость.

Калуга, ул. Ленина, 104
Copyright © 2004-2011. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»