Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Выставка «Московские чары»
14 июня в Калужском музее изобразительных искусств (ул. Ленина, 103) состоялось торжественное открытие выставки «Московские чары», которая представляет пейзажи Москвы художницы Людмилы Геннадьевны Чарской, более известной в мире искусства под творческим псевдонимом Люся Чарская.
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Древнерусская живопись

Древнерусское художественное наследие, представленное в Калужском областном художественном музее, включает произведения иконописи, деревянной культовой скульптуры и предметы прикладного искусства XVI – XIX вв. Музейное собрание древнерусского искусства, образованное вследствие поступлений из местных храмов и окрестных монастырей, имеет около двухсот икон и более пятидесяти образцов деревянной полихромной скульптуры. Количественно преобладают иконописные произведения XVIII – XIX вв., выполненные как в традиционной византийской манере, известной как «греческая», так и в новых европейских стилях. Это иконы, входившие в состав иконостасов, списки чудотворных икон, а также небольшие по размерам, с разнообразными сюжетами, принадлежавшие частным лицам. Многие памятники происхождением и бытованием исторически связаны с Калужским краем и его культурными центрами. Существует также древнерусский комплекс икон и скульптур столичного происхождения. Некоторые из них являются выдающимися памятниками русского искусства XVI – XVII вв.

В коллекции музея находятся иконы XVI – ХIХ вв., происходящие из калужских церквей и монастырей, местного происхождения и бытования и принадлежащие московской школе иконописи. Икон допетровского времени сравнительно немного, и самые значительные из них происходят из церкви Преображения «под горой», более известной как Казанская. В частности, житийные иконы Дмитрия Солунского (вторая пол. XVI в.) и Георгия Победоносца, принадлежащие кисти московских мастеров. Художественная структура иконы Димитрия Царевича (около 1606 г.), происходящей из калужской единоверческой Духо-Сошественской церкви, сочетает в себе элементы иконы и парсуны и является эпитафиальным портретом. Уникальна икона с изображением митрополита Филиппа Колычева, подписная, датированная, выполненная придворным иконописцем Симоном Ушаковым к Пасхе 1653 года. Из Казанского женского монастыря передана исполненная царскими мастерами  около 1629 года, сложная по иконографической схеме икона с изображением Соловецкого монастыря. Царские врата, рубежа XVI – XVII вв., выполненные местными мастерами, отражают проникновение элитарных иконописных  образов в русскую провинцию. Особое место занимают иконы с изображением почитаемых в Калуге Тихона Калужского и Лаврентия Калужского, а также Пафнутия Боровского. В коллекцию древнерусского отдела входят семейные иконы из усадьбы Гончаровых Полотняный Завод: «Нил Столбенский на фоне монастыря» (1774) и «Афанасий Александрийский и Татья­на» (XVIII в.).

С.И. Личенко

Древнерусская живопись
Икона «Георгий Победоносец». Вторая пол. XVI в. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.
Древнерусская живопись
Икона «Димитрий Царевич». Около 1606 г. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.
Древнерусская живопись
Симон Ушаков. Митрополит Филипп Колычев. 1653 г. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера, басма.
Древнерусская живопись
Икона «Соловецкая обитель преподобных Зосимы и Савватия». Около 1629 г. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.
Древнерусская живопись
Царские врата. Рубеж XVI – XVII вв. Калужская школа иконописи. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.
Древнерусская живопись
Икона «Тихон Калужский». XVIII в. Дерево, паволока, левкас, яичная темпера.

Калуга, ул. Ленина, 104
Copyright © 2004-2011. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»