Калуга, ул. Ленина, 104
(4842) 56-28-30

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Виртуальный 3D-тур
Дорогие друзья! Приглашаем Вас на виртуальный тур по основной экспозиции нашего музея. Автор: Николай Агарков
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ

Экспозиция включает работы классика русской гравюры первой половины ХХ века, выдающегося мастера офорта Матвея Алексеевича Доброва (1877 – 1958).

М.А. Добров родился 8 февраля 1877 года в Москве, в семье потомственного врача и известного благотворителя Алексея Васильевича Доброва – основателя Александровской больницы. В числе пациентов А.В. Доброва были как простые малоимущие жители Москвы, так и видные предприниматели: Бахрушины, Третьяковы, Брокары, Гужоны, Солодовниковы, а также члены семьи московского предводителя дворянства А.В. Бобринского. Мать художника, Надежда Матвеевна, происходила из старинного священнического рода.

Матвей рано начал интересоваться изобразительным искусством, и родители всячески поощряли его увлечение. Мальчика стали обучать рисованию, а для занятий лепкой был даже приобретён пуд глины. Огромное впечатление произвела на будущего художника подаренная отцом книга Германа Кнакфуса о Рембрандте, с многочисленными иллюстрациями и подробным описанием жизни и творчества великого голландца.

В 1897 – 1900 годах М.А. Добров учился в Московском университете на физико-математическом факультете, однако, прослушав два курса, он оставил университет, чтобы поступить в школу рисования и живописи К.Ф. Юона и И.О. Дудина (1900 – 1901). В 1901 – 1905 годах Добров учился на отделении живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями были К.А. Коровин, В.А. Серов, А.С. Степанов.

В 1906 году молодой художник совершил своё первое заграничное путешествие. В географию его маршрутов входили государства, наиболее популярные у людей искусства: Австрия, Германия, Италия. Доброва привлекал модерн, получивший в то время большое распространение в европейских странах, и это увлечение нашло своё отражение в его творчестве. В этот период Добров освоил ксилографию (гравюру на дереве), исполнив в этой технике несколько работ.

Впоследствии художник много экспериментировал с различными видами печатной графики. Виртуозно владея такими графическими техниками, как резец и сухая игла, Добров особое внимание уделял офорту. Для овладения этим непростым видом гравюры Матвей Алексеевич в 1908 году отправился в Париж, в мастерскую Е.С. Кругликовой, обучавшей русских и французских художников искусству офорта. В Париже Добров полностью погрузился в изучение и освоение офортной техники, занимаясь у Кругликовой и в Академии Коларосси. Он много рисовал и гравировал с натуры, посещал музеи, а также прослушал курс лекций по египтологии в Лувре. В Париже были созданы первые станковые произведения мастера: "Памятник Вольтеру", "Фонтан Карпо", "Фламинго", "Айседора Дункан".

В 1910 году в Москве Добров организовал собственную мастерскую, в которой продолжил осваивать разнообразные графические техники, работал резцом, сухой иглой, классическим травленым штрихом, мягким лаком, акватинтой, монотипией... Работы мастера столь разнообразны по стилю и технике исполнения, что могли бы составить своеобразную энциклопедию гравюрных техник.

"Во всех его работах, прежде всего, виден отличный рисовальщик и человек с большим вкусом. Офорты его сочны, смелы, в них чувствуется талантливый художник. По манере работы, по конструкции формы, свету и композиции М.А. Добров принадлежит к мастерам старой русской школы. Он совсем не оригинальничает, но это особенность русских художников: чем они грамотнее, чем сильнее в технике, тем менее они оригинальничают, составляя в этом отношении полную противоположность иностранцам", - писал о нём известный историк искусства В.Я. Адарюков.

Верным другом и помощником Доброва стала его жена Лидия Ивановна, урождённая Герье. Вместе они прожили сорок шесть лет, и все эти годы Лидия Ивановна поддерживала художника во всех его начинаниях. Дочь Добровых София с 1932 года жила в Калуге, и Матвей Алексеевич нередко гостил у неё. Так появились серии "калужских" работ: "Окраина Калуги", "Ока под Калугой", "Каменный мост в Калуге", "Берендяковка", "Калужские мотивы", "Освобождение Калуги".

Значительное место в творчестве художника занимала анималистика. Это серии "Птицы" и "Зебры", композиции с изображениями лошадей, коров, кошек, собак и других животных.

С 1911 года М.А. Добров начал выставляться в Московском товариществе художников и в галерее Лемерсье, принимать участие в выставках в других городах: Калуге, Ярославле, Екатеринодаре. Был членом нескольких художественных сообществ: Московского салона, Ассоциации графиков, Товарищества независимых, общества "Жар-цвет", объединения "Маковец" и других.

Матвей Алексеевич активно занимался педагогической деятельностью: преподавал в Государственной школе печатного дела при Первой Образцовой типографии, в МГУ на кафедре рисования, готовившей геологов, ботаников и географов, в Московском полиграфическом институте. В 1934 – 1936 годах он заведовал офортной студией имени И.И. Нивинского, а в 1935 – 1958 годах руководил мастерской офорта на графическом факультете Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова.

Произведения М.А. Доброва находятся в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Калужском музее изобразительных искусств, в музеях Перми, Иркутска, Нукуса, а также в частных коллекциях.

«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Автопортрет. 1908 Первый офорт, сделанный в мастерской Е.С. Кругликовой Бумага, офорт (мягкий лак)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Портрет жены. 1910-е гг. Бумага, офорт (мягкий лак)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Фонтан Карпо. 1909 Бумага, цветной офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Мост Сен-Луи. 1909 Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Памятник Вольтеру. Париж. 1911 Бумага, цветной офорт (мягкий лак и акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Мост Турнель. 1917 Бумага, цветной офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Пессимисты. 1911. Бумага, цветной офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Маньчжурские журавли. 1912 Бумага, цветной офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Кондоры. 1911. Бумага, цветной офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Пантера. 1911. Бумага, офорт (мягкий лак, акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Улица Муффтар в Париже. 1909. Бумага, офорт (травленый штрих, акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Айседора Дункан. Танец. 1911 – 1912. Бумага, цветной офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Доисторический пейзаж с динатериями ("Фауна Пикерми"). 1928. Бумага, офорт (травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Снопы в поле. Из серии "Мотивы Подмосковья". 1919 Оттиск 1922 года. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Старая лошадь. 1921. Бумага, офорт (мягкий лак)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Египетский памятник из Лувра. 1917. Бумага, меццо-тинто
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Нигра. 1943. Бумага, меццо-тинто, офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Сизиф. 1919. Бумага, офорт (акватинта, мягкий лак)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Козы. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Вырубки. 1921. Бумага, офорт (мягкий лак)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Усадьба ("Дом в Филимонках"). Из серии "Мотивы Подмосковья". 1923. Бумага, офорт (мягкий лак, акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Крышу кроют. Из серии "Мотивы Подмосковья". 1928. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Корзинщик. 1928. Бумага, сангина
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
А.А. Сидоров за работой. 1923. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
За чтением. Эскиз к офорту. 1923. Бумага, цветные карандаши
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
За чтением. 1926. Бумага, офорт (карандашная манера)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Дубки. 1922. Бумага, офорт и акватинта
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Осень в Абрамцеве. 1932. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
На Волхове. 1932. Бумага, офорт (травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Оформление предвыборной кампании. 1931. Бумага, цветной офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Выходной день в Филях ("Рыболовы"). 1935. Бумага, офорт (травленый штрих, акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Скачки. 1936. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Участник конного пробега Ашхабад – Москва ("Туркмен"). 1939. Бумага, цветной офорт (мягкий лак и акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Преследование. 1943. Бумага, офорт (травленый штрих, акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Уборка коней. Эскиз к офорту. 1934. Бумага, карандаш, акварель
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Уборка коней. 1934. Бумага, офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Выстрел Авроры. 1934. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Модель. 1939. Бумага, меццо-тинто
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Старые вётлы. 1936. Бумага, сухая игла
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Тропа к водопаду. 1936. Бумага, офорт (мягкий лак)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Ущелье. 1936. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Автопортрет. 1934. Бумага, сухая игла
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
В каштановом лесу. 1940. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
После трудового дня. 1948. Бумага, цветной офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Вечерний этюд. 1941. Бумага, цветной офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Колхозное гумно. 1950. Пробный оттиск Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Вечереет. 1950. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Сжатое поле. 1948. Бумага, офорт (травленый штрих, акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Полдень. 1947. Бумага, офорт (мягкий лак)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
У мельницы. 1950. Бумага, офорт (лавис и сухая игла)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Задворки зимой. 1923. Бумага, офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Речка. 1920. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Берёзы. Из серии "Мотивы Подмосковья". 1919. Бумага, офорт (травленый штрих, акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Зима. 1950. Бумага, офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Симеиз. 1910. Бумага, цветной офорт (акватинта)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Татарская сакля. 1943. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Татарская арба. 1943. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Палаточный городок. 1930-е гг. Бумага, карандаш, масло
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Каменный мост в Калуге. Не позднее 1934. Бумага, карандаш
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Каменный мост в Калуге. 1935. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Окраина Калуги ("Берендяковский переулок"). 1933. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Берендяковский переулок. Из серии "Калужские мотивы". 1933. Бумага, гусиное перо, тушь
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
"Красный обоз". Калуга, улица Баумана. Из серии "Калужские мотивы". 1934. Бумага, цветные карандаши
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
В бору под Калугой. Из серии "Калужские мотивы". 1939. Бумага, гусиное перо, тушь
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Берендяковка. Из серии "Калужские мотивы". 1936. Бумага, карандаш
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Калуга. Из серии "Калужские мотивы". 1933. Бумага, карандаш
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Калуга. Из серии "Калужские мотивы". 1933. Бумага, карандаш
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Урок музыки. 1939. Бумага, уголь
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Ока под Калугой. 1934. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Освобождение Калуги. Эскиз к офорту. 1942. Бумага, гуашь
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Взятие Калуги. 1942 – 1945 гг. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
И.Е. Репин. 1944. Бумага, офорт
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Из книг В.Я. Адарюкова. Экслибрис. 1923. Бумага, резец, затяжка
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Ex libris Al. Al. S. Экслибрис. 1923. Бумага, офорт (резерваж)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Из книг Л.И. Герье-Добровой. 1922. Бумага, офорт (травленый штрих), резец, затяжка
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
А. Парусиновъ. Экслибрис. 1914. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)
«Маэстро офорта». К 140-летию со дня рождения М.А. Доброва (1877 – 1958). Из собрания КМИИ
Из книг С.М. Зотовой. Экслибрис. 1957. Бумага, офорт (акватинта, травленый штрих)

Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30






Copyright © 2004-2021. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»










    

Рейтинг@Mail.ru