Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830


Выставка из собрания Государственного Русского музея «Илья Репин»
24 августа в 16-00 в Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, первый этаж) состоялось торжественное открытие выставки «Илья Репин».
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Передвижные выставки

Передвижные выставки из фондов Калужского музея изобразительных искусств


1. Выставка «Русский пейзаж».


2. Выставка «Городской пейзаж».


3. Выставка «Современная русская гравюра».

Коллекция традиционной русской гравюры из депозитария Российского фонда культуры была передана в дар музею в ноябре 2003 года. Это самый крупный вклад в музейное собрание за последние два десятилетия – сто пятьдесят произведений, исполненных лучшими мастерами современной русской гравюры. Коллекция интересна, прежде всего, тем, что авторы работ сохраняют классические традиции этого филигранного искусства. Создавая свои произведения, они возвращают времена сложной, кропотливой и трудоёмкой работы художника, когда подлинность создаваемого была для творца важнее скороспелого результата. Особенно поразительно это сегодня, в век сверхскоростных технологий.

Зарождение гравюры в России связано с именем Петра Великого, который привёз в своё время из Голландии художника Шхонебека. Его ученики и последователи Алексей Зубов и Михаил Махаев способствовали расцвету русской гравюры. Российские мастера современной классической гравюры возрождают традиции Дюрера и Кранаха, Зубова, Махаева, Митрохина и других. Создание гравюры – чрезвычайно тонкая, долгая и тщательная, поистине ювелирная работа. В гравюре существует великое множество видов. Представленная коллекция даёт возможность познакомиться с произведениями, выполненными в древних, традиционных техниках – резцовой гравюре на меди, обрезной гравюре на дереве, офорту и других. Значительная часть произведений посвящена русской истории и памятникам русской культуры. И это не случайно, так как возрождение классических традиций всегда связано с возрождением памяти о шедеврах прошлого.


4. Выставка «Лидия Ольшанецкая. Живопись. Графика».

Основой для выставки стали 22 работы, которые в 2017 году передала в дар музею дочь художницы московская художница, представительница известной творческой семьи Марина Файдыш.

Лидия Ильинична Ольшанецкая родилась 1924 году в Москве в семье архитектора. Творческая семейная атмосфера способствовала ее стремлению рисовать с детства. Окончила художественную школу и в 1940 году поступила в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, обучение в котором завершила в 1946 году как театральный художник. Была стажером в Большом театре. Затем многие годы работала в качестве художника в театре кукол, ныне носящем имя С.В. Образцова. Работала так же в живописном комбинате. Участвовала в различных художественных выставках в России и за рубежом. Краткая биографическая справка отражает лишь внешнюю сторону напряженной творческой жизни, прерванной смертью в 1979 году. Многие замыслы остались не осуществленными.

Количественно ограниченная выставка произведений, переданных в Дар Калужскому музею изобразительных искусств членами семьи художницы, в целом вполне отражает основные направления ее творчества, как в живописи, так и в графике. Основное достоинство представленных работ - это их высокий профессиональный уровень и оригинальное решение художественных задач, в каждом случае в соответствии с авторским замыслом. Л.И. Ольшанецкая успешно работает в различных техниках, и трудно сказать какой из них отдает предпочтение.

Свое мастерство театрального художника автор хорошо проявила в выполненных в 1949 году эскизах к спектаклю «Детство Горького». Пять небольших по размерам композиций интересны не только композицией и колоритом с его плотной красочной гаммой, но и в этнографическом отношении, знанием провинциального мещанского быта в его историческом прошлом. Это выдержанный с честью экзамен на творческую зрелость. В том же году появляется еще один живописный интерьер – картина «В комнате», привлекающая внимание своей поэтизированной обыденностью. Обычная обстановка деревенского дачного дома, со столом покрытым белоснежной скатертью и стоящем на нем букетом цветов. Сказано здесь больше того, чем изображено кистью.

Различны по своему характеру пейзажи. Очень свежо и не принужденно, крупными мазками, фактурно, написан «Дом напротив» в 1961 году. Хорошо найденными цветовыми сочетаниями отличается «Пейзаж с соснами», 1973 года. Такой же декоративны характер имеет «Тарусский пруд», 1976 года. Но, вероятно, самым примечательным оказывается датированный в 1974 годом пейзаж «Зимнее солнце», с выразительным силуэтом голых деревьев у старых деревянных построек. И здесь пастозная живопись создает впечатление большого внутреннего напряжения. Казалось бы обычный «дворовый» мотив представляет опоэтизированным живым чувством мастера.

Не менее разнообразны и графические работы. Особое место занимает карандашный «Женский портрет», 1955 года, с погрудным изображением пожилой женщины. Преобладают выполненные в технике акварели натюрморты. Самый ранний из них, 1956 года, «Анютины глазки» засвидетельствовал умение художницы работать с применением «живописных пятен» добиваясь тонкого цветового звучания. Целая серия с изображением различных цветов («Фиалки», Цикламен белый», «Фиалка», «Герань», «Цикламен розовый») создана в 1978 году, за год до смерти, словно прощание с земной красотой. Все эти работы выдаются декоративностью в сочетании с изысканным колоритом: краски нанесены легкими полупрозрачными мазками, с умелым сопоставлением холодных и ярких тонов.

Отдельное место занимают акварель с темперой «Сказка «Красная шапочка»,1978 года, и цветная линогравюра «Сказка «Репка», 1976 года; последняя напоминает народный лубок с его яркой раскраской. Вполне вероятно, что это часть задуманного цикла.

Сколь ни разнообразны по своим сюжетам отмеченные произведения, - все они в равной мере несут отпечаток яркого индивидуального творчества человека, посветившего жизнь искусству. Л.И. Ольшанецкая явно не стремилась к крикливому успеху, и поэтому ее произведения овеяны скорее поэтическим восприятием окружающего мира. Обычно его не замечают те, кого привлекает экзотика. Художница любила и ценила красоту родного края и делала все от нее зависящее для раскрытия его привлекательности для других.

Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2018. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru