Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)562 830
Курсистка. Худ. Н.А. Ярошенко. 1883.

Выставка «Пейзаж. Точка зрения». Из собрания КМИИ

С 5 февраля в Информационно-образовательном и выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств (ул. Ленина, 103, второй этаж) работает выставка «Пейзаж. Точка зрения» из собрания КМИИ. 0+

Пейзаж, как полностью самостоятельный жанр, сформировался относительно недавно и за несколько сотен лет претерпел множество трансформаций и переосмыслений. В представленной экспозиции зрителю предлагается познакомиться с разнообразием мироощущений, с индивидуальными и самобытными точками зрения художников. Многие, оставаясь в рамках реалистического искусства, создают своё образное видение природы, своё к ней отношение, и выражают это в сюжетах, в выбранных мотивах. Другие выходят за рамки реализма, отдавая предпочтение формальным решениям.

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — изображение первозданной, либо преобразованной человеком природы, жанр изобразительного искусства. До того, как пейзаж заявил о себе, как об отдельном жанре в мировом искусстве, он выступал в роли «декораций» к жанровым произведениям, к портретам. В 17 веке художники все чаще начинают не просто обращаться к мотивам природы, а зачастую наделяют их большей значимостью, в результате чего очень скоро пейзаж становится самодостаточным и полноценным героем картины. Но художники смотрят на мир особым взглядом, преображая окружение, наделяя его идеализированными чертами, в результате чего природа на их полотнах приобретает патетическое звучание.

Девятнадцатый век вносит свои коррективы в реалии художественной жизни – художники выходят на улицы и начинают писать природу непосредственно с натуры, они отказываются от театральности и идеализации, выступая за правду жизни в изобразительном искусстве. В их полотнах в качестве главного действующего лица выступает не только мотив, но и конкретное состояние природы. Необходимо отметить, что во многом причиной для таких значительных перемен становится прогресс, коснувшийся сферы искусства, и связано это было с появлением красок в тюбиках, что в значительной степени облегчало художникам жизнь и позволяло им без особых препятствий покинуть свои мастерские и выйти на пленер. Но и на этом эволюция пейзажа не останавливается, и художники, входя уже в 20й век, не прекращают своих поисков новых средств самовыражения. Опираясь на опыт предшественников, переосмысляя их творчество, они ищут и находят себя в пейзаже, но уже в новых живописных направлениях, сквозь новую призму мироощущения. Одни из них остаются в прежних границах реалистической живописи, другим в этих реалиях становится тесно, и они выходят за рамки окружающего их мира, беря за основу натурные впечатления и превращая их в яркие, порою фантасмагорические, образы.

Данная выставка знакомит с произведениями русских художников 20-21 веков. Для каждого из представленных авторов пейзаж – это прежде всего образ Родины, родного края, где каждый вносит свой настрой в этот образ: где-то это тишина и покой отдаленной глуши, как в картинах Ефрема Зверькова и Витольда Бялыницкого-Бируля, где-то радость жизни при виде близких сердцу излюбленных мест, как, к примеру, у Иосифа Павлишака или Кима Бритова, а где-то собирательный образ, как у Владимира Арепьева, Юрия Шишкова и Ольги Кузьминовой. Яркое тёплое и самобытное отношение к Родине выражают в своих полотнах Виктор Глухов, Виктор Иванов, Герасимов Сергей. Говоря о представленных направлениях в искусстве, стоит отметить, что произведения Иосифа Павлишака, Евгения Щербакова, Николая Ромадина несут в себе черты импрессионистической живописи. Эмоциональны и экспрессивны работы таких авторов, как Ирина Старженецкая, Владимир Давыдов, Важа Окиташвили. Многие из картин по своим ярким цветовым и композиционным решениям отсылают нас к традициям русского авангарда начала 20-го века.

Экспозиция предлагает не только созерцать, но и сравнивать между собой представленные произведения. Но сравнивать не в ключе "лучше или хуже", а в том, насколько каждый художник индивидуален, неповторим и узнаваем, как различаются авторы разных поколений с разными точками зрения на пейзаж и на искусство в целом.

Выставка продлена до 10 марта.
Тел. для справок: 56-28-30, 56-38-20.

Выставка «Пейзаж. Точка зрения». Из собрания КМИИ

Калуга, ул. Ленина, 104
(4842)56-28-30

Copyright © 2004-2019. Информация с данного сайта защищена авторскими правами.
Сделано в РА «Акцент»






Рейтинг@Mail.ru